Универсальная

 

 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 центр развития ребенка - детский сад № 12

Колпинского района Санкт Петербурга   

Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Октябрьская, д.73, лит. А


   Новости:

От Фребеля до робота"

 

 

ИЗ ЧЕГО И КАК ДЕЛАЮТ ШОКОЛАД

 

 

ПРОИЗВОДСТВО ЧАЯ

 

ДЛЯ ЧЕГО РУБЯТ ЛЕС

 

 

ВЫСТАВКА ЛЕГО

 

«Дары Фребеля» – методика всестороннего развития детей дошкольного возраста.

 

«Дитя - существо деятельное, творящее, - писал учёный, - которое постоянно требует дела и идёт от дела к познанию. Воспитание должно удовлетворять эту потребность. Дело воспитателя - охранять и побуждать действия ребенка, но не определять их»

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель

 

Наличие огромного выбора развивающих игр  зачастую приводит к хаотичному их использованию,  что вызывает затруднения у большинства педагогов  при построении целостного образовательного педагогического процесса.

 

Игровой набор «Дары Фребеля» используется для:

- развития социальных и коммуникативных умений;

- сенсорного развития;

- развития мелкой моторики;

- развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

- формирования элементарных математических представлений;

- развития логических способностей;

- развития потребности взаимодействия с окружающим миром;

- а также при организации психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей.

Педагоги убедились в универсальности набора, который можно применять в работе, как с самыми маленькими воспитанниками детского сада, так и со старшими дошкольниками.

В  ФГОС ДО  утверждены основные принципы дошкольного образования,  полностью соответствующие принципам педагогике Фребеля, реализация которых, способствует решению поставленных перед дошкольными образовательными организациями задач.

 

Принципы педагогики Фребеля включают в себя:

- Целостный взгляд на развитие каждого ребенка;

- Выявление индивидуальных способностей каждого ребенка и создание условий для их проявлений в окружающей среде;

- Единство воспитания и образования с социумом и природой, следование природе ребенка, его внутренним законам;

- Признание ребенка как части семьи и общества;

- Создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка.

Они перекликаются с основными принципами дошкольного образования, изложенными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

А так же принципам организации развивающей предметно пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО.

 

Развитие детей дошкольного возраста, на современном этапе динамично развивающегося образования недостаточно воспитателю расширять объем усваиваемых знаний детей. У  педагога появилась, потребность в овладении способами и приемами, направленными на  эффективную  организацию мыслительной деятельности детей дошкольного возраста, основы которой закладываются не только в момент формирования предпосылок для овладения универсальной учебной деятельностью, но и для развития умения познавать новое, исследовать, думать. Создалась ситуация когда нужно было не только качественно, и эффективно организовывать образовательно – воспитательную деятельность с детьми направленную на всесторонне развитие личности ребенка, но и качественно организовать развивающее пространство группового помещения. Для себя я открыла широкие возможности применения игрового набора «Дары Фребеля», как в массовой, так и в  индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста.

Уникальная особенность «Даров Фребеля» это то, что Фребель разработал своеобразную методику работы воспитателя с детьми с использованием дидактического материала, в основе которой – развитие органов чувств, движений, речи путем игры и систематических упражнений. Предлагаемые Фребелем «дары» сопровождались разнообразными стишками, песенками, с помощью которых воспитатель доносил смысл, содержание этих «даров» для детей.

«Дары» позволяют осуществлять последовательное обучение детей с помощью возрастающих по сложности заданий: от конкретного к абстрактному.  Направлены на развитие математических способностей, словарного запаса и подготавливают дошкольника к изобразительной деятельности.

 

Все элементы (модули) игрового набора «Дары Фребеля» несут в себе способы обучения детей конструированию, ознакомлению с цветом и формой, а так же содержат механизмы самоконтроля в процессе самостоятельной деятельности ребенка. Даже укладывание элементов из любого модуля в соответствующий ящик так же требует от детей развития определенных навыков.

                Все модули игрового набора соответствуют сенсорным и физиологическим возможностям ребенка. Они яркие, контрастные, символичные, выполнены из натуральных материалов (дерево, хлопок).

В игровой набор заложен потенциал совершенства композиций, который реализуется за счет использования рациональных форм элементов. В наборе 8 цветов, в которые окрашена часть элементов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный). Часть фигур в наборе не окрашена (имеет натуральный цвет дерева);

Каждый модуль упакован в отдельную коробку. Комплекты приспособлены для демонстрации, размещения на детских столах, удобны в хранении.

Гибкое сочетание элементов набора (модулей) обеспечивает возможность использования его одновременно группой детей, создает условия для совместных действий детей, а так же действий с участием взрослого как играющего партнера.

 

«Дары Фребеля» - составляющая часть предметно-развивающей среды группы отвечают следующим принципам:

Принцип открытости (доступности)

Полифункциональности (открывает множество возможностей для коллективной и самостоятельной деятельности детей; «дары» могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях).

Трансформируемости (создает возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию игрового набора).

 «Дары Фрёбеля» отвечают  принципам организации предметно пространственной среда в соответствие с ФГОС ДО, и является составной частью развивающей предметно- пространственной образовательной среды группового помещения.

«Дары» вызывают у детей не только интерес и любознательность, но и  чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.

 

 Принципом работы с «Дарами Фребеля»

Материалы необходимо использовать таким образом, чтобы сохранить идею отношения части к целому.

Всем построенным объектам необходимо давать название, чтобы закреплять их в опыте ребенка.

Чем меньше возраст  ребенка, тем больше необходимо говорить с ним об осуществляемой деятельности.

Не следует позволять ребенку использовать материал  других детей, если деятельность  осуществляется одним ребенком.

Совместная деятельность детей с «дарами» должна практиковаться каждый день в различных видах детской деятельности.

Система Фребеля разделяет игры на три категории:

формы жизни (относящиеся к предметам, найденным в жизни / мире ребенка)

формы знания (математика / наука) исследование предмета

формы красоты (абстрактные узоры и рисунки).

Лучше всего начать представлять с Форм Жизни, а затем позже изучить Формы Знания или Формы Красоты.

 

Первый дар:  Шерстяные мячики

Ребенок формирует свои первые впечатления о физическом мире — удерживая, катая, размахивая, бросая и наблюдая за мячом.

Шарики помогают ребенку начать различать форму, цвет и движение — физические свойства материи. Эта ранняя физическая активность улучшает координацию глазных мышц и общего моторного контроля.

 

Второй дар: 

Коробку встряхнули,  и «Что же внутри?».

прикоснуться, почувствовать, обнять, подержать и исследовать шар, затем куб и цилиндр  по очереди. Внимательно изучить и сравнить.

Все три тела имеют отверстия для того, чтобы их можно было покрутить на палочке и сравнивать результаты.

Формы знаний

Разделите тела, называя геометрические фигуры.

Сортируйте их.

Подсчитайте количество тел или количество поверхностей, краев, углов и т.д.

Внесите понятия пространства над/под, спереди/сзади, вверх/вниз, напротив, после и т.д.

 некоторые из тел могут кататься (шар, цилиндр), а некоторые стоят (куб, цилиндр).

Формы красоты

Создавайте узоры и рисунки путем вращения твердых тел. Ребенок обнаружит, что, вращая одно тело, увидит форму другого.

 

Третий дар:  числа

 Сохраняйте целостность куба при первом представлении ребенку.

Важно использовать сразу все кубики при работе с даром, поскольку цельность — ключевой момент. Ребенок начнет видеть кубики, как части большого.

Попросите ребенка собрать весь куб на крышке, накрыть коробкой, а затем её перевернуть.

Формы жизни

Использовать блоки для представления вещей из своей жизни. (Простых форм — поезда, башни и т.д.)

Формы знаний

Сортировка, разделение, подсчет, арифметика

понятия — линия, куб, квадрат, плюс, равный, половина.

Считайте количество кубов, боков, краев и углов. Начните с подсчета кубов и поместите их рядом друг с другом в линию и показывая, что «один и один — два», «два и один — три» и т.д.

Формы красоты

Формы красоты по Фребелю - это симметричные рисунки и узоры. Они могут быть созданы на решетчатой доске или в свободной форме на столе. Формы красоты начинаются с куба и тут же трансформируются во что-то другое меняя и развивая конструкцию, а затем снова возвращаются в куб.

 

Четвертый дар:     размеры

Это лишь вариация подарка №3, но прямоугольные призмы открывают больше возможностей. Дети могут рассматривать их как кирпичи или плитки, и это будет для них знакомой формой.

Формы жизни

Новые возможности в строительстве создают новые ассоциации. Введите такие слова, как кирпич, черепица, ступень. Ребенок будет делать стены, тротуары, заборы, столы, стулья и т.д.

Формы знаний

Расширяйте словарный запас понятиями дробей — половина, четверть, треть и т.д. Введите новые слова:  прямоугольник, продолговатый, направленный, вертикальный, горизонтальный, высота, ширина, длина и т.д.
Формы красоты

Продолжайте создавать симметричные конструкции.

 

Пятый дар: симметричность

Представляет собой более крупный куб  и включает в себя больше разнообразных предметов.

Полукубы и четверть-кубы представляют, новую, треугольную форму.

Формы жизни

Новые части — треугольники откроют для ребенка еще больше возможностей для создания более реалистичных зданий и сооружений.

Формы знаний

Введены новые термины: угол, треугольник, диагональ, прямоугольная призма.

Формы красоты

При формирование узоров и рисунков с помощью дара №5 создает захватывающие и сложные симметрии.

Помните основное правило игры Фребеля: трансформируем конструкцию, а не уничтожаем и строим новую с нуля.

 

Шестой дар: пропорции

Привнесение классических строительных компонентов шапки и колонны приносит настоящий архитектурный облик этому дару.

Формы знаний

Можно обосновать площадь и объем.

 

 

 

       Развивающая среда


 

 

 

Образовательная программа «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров», направлена на формирование у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами конструкторов и создания предметной игровой техносреды. Программа ориентирована на воспитанников старшего дошкольного возраста.

LEGО – это серия игрушек, представляющих собой конструкторы на основе цветных кирпичиков, колёсиков, фигурок людей и других частей, из которых можно собирать разнообразные модели и игрушки. Машинки, самолеты, корабли, дома и замки с мебелью, зоопарки, всевозможные скульптуры и инопланетные корабли и это далеко не полный список того, что можно собрать из конструкторов LEGО. Это конструкторы для всех возрастных категорий.

 

 

Пасспорт программы "От Фребеля до робота"

 

Приказ

Об утверждении сетевой инновационной площадки ФГБНУ "ИИДСВ РАО" по теме

"Апробация и внедрение парциальной образовательной программы дошкольного образования

"От Фребеля до робота"

 

Дата последнего обновления страницы 22.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения