Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

 

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 центр развития ребенка - детский сад № 12

Колпинского района Санкт Петербурга   

Санкт-Петербург, г. Колпино, ул.Октябрьская, д.73, лит. А


 

 

Страничка Физорга

 

 Страничка Физорга

 

   Ведущие рубрики:

 

Инструктор по физической культуре первойквалификационной категории

Михайлова Екатерина Сергеевна

Инструктор по физической культуре

Большакова Ксения Вадимовна

 

 

  Роль утренней гимнастики в развитии ребенка дошкольного возраста

 

 

Закаливание - путь к здоровью

 

 

 

Одной из форм физического воспитания по праву считается закаливание.

Закаливание – комплекс оздоровительных мероприятий, повышающих устойчивость, адаптацию организма к неблагоприятным средовым и, в первую очередь, метеорологическим воздействиям путем тренировки механизмов терморегуляции.

К  специальным закаливающим процедурам относятся: закаливание воздухом, водой, хождение босиком.

 

 

 

1. Закаливание воздухом

1.1. Дневной сон на открытом воздухе или в хорошо проветренном помещении. Температура помещения должна быть на 3-5С  ниже комнатной. обязательное условие при организации такого сна – это хранение постельных принадлежностей (спальных мешков). В обычном теплом помещении. температуру воздуха снижают после укладывания детей, а за 20-30 мин. до подъема проветривание прекращают.

1.2. Воздушные ванны во время утренней гимнастики. Обязательное условие – открытая форточка, окно или балкон - это в два раза эффективнее, чем занятия в комнате при   температуре 18-20°С.

1.3. Сквозняки различной силы.

Сквозняки являются эффективным средством профилактики заболеваний детей. Сквозняки в жизни неизбежны и к их безболезненному восприятию ребёнок должен быть подготовлен. При этой форме закаливания нужно следить, чтобы ребёнок был всегда сухим. Как только появится пот, необходимо насухо вытереть ребёнка, заменить рубашку.

Для создания воздушного потока используется бытовой вентилятор. В комнате с температурой 18-20°С раздетый ребёнок встаёте лицом к включённому вентилятору на расстоянии 5 м. Процедура выполняется при сухой коже ребёнка (исключается потное состояние). Через 10 секунд ребёнка поворачивают к потоку воздуха спиной. Через каждые два дня расстояние уменьшается на 50 см, а время процедуры увеличивается на 20 секунд, доводя соответственно до 0,5 м и 3 мин. В зависимости от самочувствия и желания ребёнка ветровую нагрузку можно увеличить.

1.4. Контрастные воздушные ванны.

Проводят утром или после дневного сна. Укрыв ребёнка, доводят температуру в спальне до 14-15С, в соседней комнате с помощью обогревателя повышают температуру до 22С. Ребёнок в трусах и майке в сандалетах на босу ногу или босиком, не потный (при замене ночной одежды ребёнка насухо растирают) под весёлую музыку перебегает из прохладной комнаты в теплую и обратно в течение 5-6 мин. Контрастные воздушные ванны проводят круглогодично с постепенным увеличением разницы температур в комнатах от 0 до 15°С. Летом в одной из комнат устраивают сквозное проветривание. Систематическое проведение таких процедур в дополнение к ежедневной закаливающей среде повышает устойчивость организма ребёнка к сквознякам, к продолжительным охлаждениям и перегреваниям.

1.5. Закаливающий бег.

Проводят на свежем воздухе в трусах или шортах. Наряду с ветровой закаливающий бег дает физическую нагрузку, способствует уменьшению аллергизации организма, улучшает работу дыхательной системы. Он является более сильной из всех перечисленных форм закаливания воздухом. Закаливающий бег проводят после адаптации ребёнка к другим ветровым нагрузкам (создание ветра с помощью вентилятора и качелей, сон на воздухе, контрастные воздушные ванны), которые используются, как правило, В зимний период. Назначают его ежедневно или через день в весенне-летний период; продолжительностью от 1-3 до 10-15 мин. В свойственном для каждого ребёнка темпе, закаливающий бег, как и любая форма физического воспитания, требует постоянного контроля функционального состояния организма детей.

 

2. Закаливание водой всегда сочетается с закаливанием воздухом, так как выполняется в закрытом или открытом воздушном пространстве, что усиливает закаливающий эффект. Выделяют местные и общие закаливающие процедуры.

2.1. Местные закаливающие процедуры:

2.1.1. Умывание лица холодной водой.

Назначается всем детям. Набирают полную пригоршню воды и хорошенько растирают лицо. повторяют 4-6 раза, через 2-4 дня. Кожа носа, лба и щек перестаёт ощущать неприятное чувство холода, а через 6-8 дней любой ребёнок спокойно без дрожи может умываться ледяной водой.

2.1.2. Промывание носа холодной Водой.

 Оптимальная методика – набрать носом воду и выплюнуть через рот; облегчённая методика – набрать одной ноздрей воду, подержать 2-3 секунды и выпустить через нос. Промывание повторять 3-4 раза каждой ноздрей. При заболеваниях процедуру делать 4-6 раз в день. В ходе этой процедуры очищаются носовые ходы (грязь, пыль, слизь, микробы), тренируются сосуды и рефлекторно через дыхание улучшается кровоснабжение организма в целом.

2.1.3. Полоскание горла холодной водой.

Это эффективное средство профилактики частых фарингитов и ангин. обучение полосканию горла проводят в виде игры «кукушка». ребёнок набирает небольшой глоток воды, запрокидывает голову назад и говорит «ку-ку». При этом надгортанник закрывает вход в дыхательные пути. Повторяя «ку-ку», ребёнок полощет горло, сплёвываете воду, и набирает ее вновь. Эта процедура при необходимости, например, при ангине, может эффективно сочетаться с прогреванием горла сухим теплом (солью, песком).

2.1.4. Питье холодной воды.

Кратковременное охлаждение горла водой из-под крана вызывает повышение местного иммунитета глотки и верхнего отдела пищевода. Медленно, небольшими глотками следует сделать 3-7 глотков утром и вечером во время умывания. систематическое применение данной процедуры адаптирует организм к употреблению родниковой воды, мороженого, а в жаркий день – воды из холодильника.

2.1.5. Обливание ног холодной водой.

Можно обливать водой из-под крана, из душа, из кувшина, ведра. чем больше масса воды, тем сильнее воздействие. длительность процедуры 5-15 секунд. постепенно поверхность обливания увеличивают – стопы голени, колени, бедра. Перед обливанием нужно энергично помассировать ступню, голень, выполнить обливание, затем повторить все для другой ноги. после утренней процедуры ноги растирают сухим полотенцем или надевают на мокрые ноги ребёнка сухие чулки (носки) и заставляют его побегать, чтобы согреть ноги в движении. После вечерней процедуры укладывают ребёнка в постель с мокрыми ногами и плотно закрывают со всех сторон одеялом. Такая разница между утренней и вечерней процедурами связано с тем, что растирание вызывает чувство бодрости, повышает работоспособность, а высыхание ног под одеялом способствует расслаблению, вызывает сонливость, что и требуется для быстрого засыпания.

2.1.6. Хождение (топтание) по воде.

Проводят в тазу, ведре, в ванне реке, море. Температура воды от 24 до 12С, длительность – от 20-30 секунд  до 1-3 мин. В летнее время хождение по воде можно продлить до 10-15 мин. Процедуру применяют ежедневно.

2.1.7. Игры с водой (пускание корабликов в тазу, ванне, ручейке, море, реке, полоскание кукольной одежды, «закаливание» игрушек и т.д.).

 Это забытая, почти изжитая в практике дошкольных учреждений и семьи форма закаливания. запущенный в отношении закаливания ребёнок с удовольствием играет с водой, поэтому такой элемент может явиться основой для последующего применения всего арсенала закаливающих процедур.

2.2. Общие закаливающие процедуры:

2.2.1. Обтирания.

Выполняют смоченным в воде (25-30С) и отжатым мокрым полотенцем. Вначале обтирают руку от кисти к плечу с последующим растиранием сухим полотенцем, затем – вторую руку, грудь спину, живот, правую и левую Ноги – от пальцев стопы к бедрам. Постепенно «порции» смоченной поверхности увеличивают. Например, сразу мокрым полотенцем обтирают обе руки и только затем растирают их сухим полотенцем, потом спину и грудь, постепенно переходят к влажному обтиранию всего тела и последующим сухим обтиранием.

2.2.2. Горячее обтирание или испарительное закаливание. Обнажённого до пояса ребёнка обтирают полотенцем, смоченным в горячей воде, - руки, грудь, спину, затем насухо вытирают и одевают. Постепенно температуру воды снижают – горячая, теплая, тепловатая, прохладная. этот метод хорош для ослабленных детей. По мере адаптации к закаливающим процедурам переходят к обтираниям холодной водой и обливанием.

2.2.3. Обливание.

Все тело обливают из кувшина или ведра. К данной процедуре приступают только тогда, когда ребёнок спокойно  переносит местное закаливание водой и обтирания.

2.2.4. Контрастный душ.

Обливание то теплой, то холодной водой (температура 38С – 20-30 С; 28 С – 20-30 С; 38 С – 20-30 С). Количество изменений температуры может варьировать и быть более трех. В зависимости от самочувствия заканчивать душ можно теплой или холодной водой. В качестве подготовительного варианта контрастные процедуры можно применять только для ног (стоп, голеней), постепенно увеличивая обливаемую поверхность.

2.2.5. Холодный душ.

Вначале применяют после гигиенического душа (помывка тела теплой водой с мылом), в этом смысле он напоминает контрастный душ. Постепенно можно переходить к использованию специального холодного душа по утрам, а в некоторых случаях – за 1-2 часа до сна. Продолжительность холодного душа – от 30-40 секунд,  до 2 мин.

 

 

С уважением,

 Екатерина Сергеевна Михайлова.

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"